А3. Морфологические (словоизменительные) нормы культуры речи.

А3. Морфологические (словоизменительные) нормы культуры речи.

Заданием А3 проверяются ваши знания по изменению форм слова, т.е. владение словоизменительными нормами культуры речи. Вопросы по этому заданию однообразные: указать правильный вариант и указать вариант с ошибкой. А форм слов, вызывающих нарушение норм культуры речи на экзамене и в жизни, много. Почему?

Да потому, что в русском языке самостоятельных частей речи, которые изменяют свою начальную форму, восемь. Так имя существительное изменяется по числам, падежам; имя прилагательное — по родам, числам, падежам, бывает полным и кратким, меняет степень сравнения; глагол изменяется по лицам, числам, временам, может быть возвратным; также имеют свои формы местоимения, числительные, причастия. Даже неизменяемое наречие имеет степень сравнения, и в её образовании мы испытываем затруднения. От наречия сладко какой будет сравнительная степень? Слаще, слаже или более сладко? Рассмотрим примеры с разными вопросами? Они сформулированы так:

  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
    1. лягте на пол
    2. их работа
    3. горячие супы
    4. шестистами учениками

    Ошибка в четвёртом случае. У сложного количественного имени числительного шестьсот в Т. п. изменяются обе части – шестьюстами учениками. Всё остальное написано правильно.

  2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены.
    1. пятидесятью рублями
    2. ляжьте на диван
    3. несколько брелоков
    4. более слаже

    Правильное словосочетание под номером 3. В остальных случаях должно быть: пятьюдесятью рублями, лягте на диван, слаще.

    Какие же формы слов при своём образовании вызывают затруднения у выпускников и как избежать ошибок на экзамене? Привожу примеры часто встречающихся нарушений норм культуры речи в области формообразования. После слова «Читай» в правом столбике написано название правила, которое вам следует изучить. Если написано «Запоминать», значит, правила на это слово не распространяются. Лучше всего обратиться к «Справочнику по правописанию и литературной правке», автор которого Д.Э. Розенталь. В названном справочнике (нисколько не преувеличиваю) более чем на ста страницах описано множество случаев с речевыми нарушениями. Он предназначен для работников печати, учителей и любого человека, желающего говорить правильно. Не бывает дня, чтобы я не пользовалась этим кладезем речевого богатства.

    Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:








    Читай: «окончания сущ. Род. падежа мн. ч.»
    Лучше писать граммов, допустимо – грамм.








    Читай: «превосходная степень прил.» образована словом наиболее, так что вместо ср. ст. лучше, следовало оставить хорошо, т.е.
    правильный ответ – наиболее хорошо.








    Читай: «окончания им. п. мн. ч. существ. муж. р. -ы (-и) – -а (-я).
    Правильный ответ: предъявить пропускА.








    Читай: «оконч. род.пад. мн.числа».
    Правильный ответ: килограмм мандаринов.








    Читай: «окончания род. падежа множ. числа».
    Запоминать.
    Правильный ответ: тонких запястий.








    Читай: «образование причастий».
    Правильный ответ: запретивший охотиться.








    Читай: «определение при сущ., имеющем при себе приложение».
    Правильный ответ: выдвижной ящик-тумбочка. Ящик – родовое понятие, тумбочка – видовое.








    Читай: «о собирательных числительных».
    Правильный ответ: у двух портних.








    Читай: «о склонении числительных оба, обе».
    Правильный ответ: обеими руками.

Похожие материалы (по тегу)

  • Морфологические нормы. Культура речи. Упражнение.
  • Тест на знание орфоэпических норм культуры речи.
Другие материалы в этой категории:
« Лексический (толковый) словарик неологизмов.
Лексические единицы. Мультимедиа. »

Наверх